«Меридиан фонтанирует искусством высокой пробы»

 

 

 

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ИННЫ ДЁМИНОЙ

О ТЕАТРЕ ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АЛЬ-ДЖАНА»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ «СИЯНИЕ ЛИРЫ», №39

 

«21 мая 2017 года Центр культуры и искусства «Меридиан» приглашает  в большой зал на музыкально-танцевальный спектакль «Источник жизни» — читаю объявление. Музыкально-танцевальный спектакль? Что-то новое и, вероятно, интересное, подумалось мне. Плененная когда-то Терпсихорой, я устремилась в Меридиан и  попала на яркое, красочное представление  музыкально-танцевальной культуры Востока.  По окончании спектакля не нужно было прислушиваться, о чем говорили зрители, покидавшие зал. Они  бурно и радостно выражали свое восхищение увиденным.   За  1,5 часа на сцене перед их глазами проплыли и пробушевали 24 групповых танца, поведавших зрителям интересную историю. Роскошные и неординарные декоративные решения, волшебная игра света и теней, красота и разнообразие костюмов, невероятная изобретательность танцевальных композиций  радовали глаз и волновали душу! Кто же создатели этого чуда?.. 

 

Три  интересные девушки встретили меня в «Меридиане»,  немало обрадовав  своей молодостью. Елена Саковец – главный режиссер-постановщик  спектакля, автор сценария, хореограф-постановщик танцев. Алла Максимова — соавтор и режиссер, дизайнер и создатель многих костюмов и декораций, хореограф-постановщик танцев. Анна Ечкина — хореограф-постановщик, профессиональный дизайнер костюмов, художник – декоратор.

 

Елена Саковец является художественным руководителем Театра восточного танца «Аль-Джана». Когда-то Елена закончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, хотя мечтала о театре, о бальных танцах, о музыке. Но бабушка считала,  что у внучки плохой музыкальный слух и учиться играть на инструменте ей необязательно. С бальными танцами тоже как-то не сложилось, но вот однажды, попав уже в зрелом возрасте, после замужества, на восточные танцы, Елена поняла, что в этом – вся ее жизнь!

 

Сначала она училась сама – у Натальи Павловой, Тагира Садекова, Аллы Жанатаевой, Светланы Баевой, Валиды Сачаковой, Натальи Стрельченко. С упоением танцевала на концертах, которые ежемесячно проводила Наталья Павлова. Затем наступил момент, когда Елена попробовала учить других, собрав группу из таких же, как и она сама, молодых мамочек, параллельно отправившись на первую в Москве обучающую сессию для педагогов восточного танца, организованную Аллой Каплановной Жанатаевой при поддержке ОРТО (Общероссийской танцевальной организации). А вскоре последовало предложение от Тагира Садекова  возглавить вместо него филиал студии восточного танца «Джунейна» в Меридиане, и с сентября 2004 года Елена стала руководителем коллектива, который впоследствии был переименован в студию восточного танца «Аль-Джана».

 

Зрелый, осмысленный подход к танцевальным занятиям помог Елене выработать собственную методику обучения, но самое главное, что вкладывала Елена в занятия – это свою горячую душу и любящее сердце. Многие ученики чувствовали этот внутренний огонь своего педагога и загорались в ответ.

 

Шесть лет Елена самостоятельно руководила коллективом, сама учила, сама ставила танцы, сама организовывала и проводила концерты. При этом студия постепенно росла, количество групп увеличивалось. Но когда сын пошел в первый класс, Елене крайне необходимо было посвятить ему максимум  времени, и пришлось на целый год оставить своего «второго ребенка» — свою студию — на попечение учениц и верных помощниц – Анну Ечкину и Аллу Максимову. Елена нисколько не сомневалась, что девушки справятся, и когда она через год  вернулась – студия не только не потеряла, но, наоборот, приобрела с появлением двух новых педагогов, которые вложили в нее частичку своей души. Их собственный танцевальный огонь стимулировал и сильно активизировал творческий потенциал студии.

 

Вторая фигура «триумвирата» – Алла Максимова – с четырех лет занималась хореографией, затем бальными и эстрадными танцами. Родители направили дочь по юридической стезе — Алла закончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова, но работа юристом не приносила радости ее творческой душе, она стала пробовать себя в других областях — художественная фотография, психология, нетрадиционная медицина,  также получила диплом инструктора по горным лыжам и дополнительное образование в области дизайна. В 2006 году пришла заниматься в группу к Елене Саковец. Сразу же стала проявлять заинтересованность во всем, что касалось студии, в частности, именно по инициативе Аллы студия была переименована в «Аль-Джану». Очень способная, яркая, красивая девушка, притягивавшая к себе внимание зрителей на всех выступлениях, быстро вошла в состав первой концертно-конкурсной группы. Постепенно у Аллы сформировалось четкое понимание, что восточные танцы – это ее призвание! Она решила продолжить  свое обучение, чтобы потом вернуться в студию уже в качестве педагога.

 

— Сегодня я и юрист, и дизайнер-создатель костюмов и украшений, и учитель танцев, — говорит о себе Алла.

 

Анна Ечкина – самая юная из своих коллег: она стала преподавателем студии в 18 лет! Параллельно училась на художника-стилиста в Московском Государственном Университете Дизайна и Технологий. Танцами занималась с детства: сначала хореографией, затем бальными и народными. На восточные танцы в группу к Елене Саковец пришла в 15-летнем возрасте без особого желания – ее подтолкнула мама. Но с первых же занятий Анна просто влюбилась в эти танцы, они стали стимулом и смыслом всей ее жизни! Елена сразу заметила хрупкую грациозную девушку с потрясающим даром танцевать каждой клеточкой своего тела, поняла, что она обладает достаточной внутренней силой для того, чтобы в будущем стать педагогом. Анне пришлось заменить Елену на группах, которые занимались уже не первый год. Это было очень нелегко: взрослые женщины, ранее занимавшиеся у Елены, психологически никак не хотели воспринимать «маленькую пигалицу» как своего учителя, поначалу бунтовали и жаловались, некоторые даже покинули студию. Но Анна не сдалась, выдержала этот нелегкий «бой», превратив, в конце концов, недавних оппонентов в своих союзников: они не только признали ее способности, но и полюбили.

 

Я задаю вопрос молодым женщинам: «Было ли вам в вашем творческом становлении трудно настолько, что вы усомнились в правильности выбранного пути?» И все трое признались, как на духу, что у каждой было немало горьких минут, но ни у кого ни разу не было колебаний в правильности выбора своего профессионального направления. Они понимают, какую красоту, какую радость  дарят людям своими концертами и спектаклями! Причем, не только зрителям, но и участникам!

 

— Ежегодные танцевальные спектакли мы начали проводить с 2011 года, — говорит Елена Саковец. – Всё началось с моей маленькой десятиминутной танцевальной сказки для детской группы, которую мне предложили расширить до часового спектакля. Признаюсь, в первую минуту я не увидела возможность это сделать.  Но, получив «волшебного пинка», голова начала работать именно в этом направлении, и вскоре появилась идея и воплощение. Первые наши спектакли были рассчитаны на маленькую сцену, а с 2013 года наши спектакли заняли достойное место на Большой профессиональной сцене ЦКИ «Меридиан», за что мы очень благодарны руководству нашего Центра искусства и культуры.

 

«Трио» не занимается саморекламой, но зритель знает и любит театр восточного танца «Аль-Джана». Спектакли (а их уже восемь за тринадцать лет работы!) — главная реклама. И каждый из них  — это восторг и душевный трепет. И огромный труд всего коллектива.

 

Мама Елены иногда останавливает ее,  советует поберечь силы, видя физический и психический перегруз дочери, но во всем всегда помогает ей, начиная от пошива костюмов и заканчивая кропотливой работой по озвучиванию сказок (именно ее бархатный голос звучит во всех спектаклях как голос рассказчицы).

 

Мама Аллы также во всем помогает своей дочери. С легкой руки Елены Алла со своей мамой создали «Творческую мастерскую Максимовых», в которой придумываются и шьются костюмы для групповых и сольных танцев, делаются украшения, в том числе изысканные тиары на голову, а также мелкая бутафория для спектаклей.

 

У Анны Ечкиной тоже есть своя собственная мастерская, где Анна создает дизайн и шьет костюмы для себя и своих учениц, а также для учениц Елены.

 

Надо сказать, что костюмы для себя и своих учениц придумывают все участницы прекрасного трио, но  групповым пошивом занимаются только Алла и Анна. Они создают также декорации к спектаклям при поддержке профессиональных и непрофессиональных художников – участников коллектива «Аль-Джана».

 

Рождение и становление сюжета будущего спектакля – глубоко творческий процесс, в котором  много-много всего, в частности, очень часто причина и следствие  нередко меняются местами.

 

— Обычно перед началом создания сюжета очередной сказки мы все вместе набрасываем список танцевальных номеров, которые хотелось бы показать в этот раз на Большой сцене, — говорит Елена. — Это могут быть как уже реализованные постановки, так и новые задумки. Иногда сюжет всей сказки рождается легко, от всего одной услышанной мелодии: что-то захватило меня, я увидела под эту музыку какие-то движения и «фишечки», а также эмоции, настроение – и это та ниточка, потянув за которую можно раскрутить клубочек сюжета.

 

— То есть от музыки  через танец к сюжету, — уточняю я, — или от некоего рассказа к движению, перемещению по сцене под определенный ритм и темп к музыке!  

 

— В целом, да. Иногда как-то сразу изначально есть идея, под которую подтягивается все остальное. Например, у одной из наших девушек великолепные белокурые волосы, которые всегда вызывали у меня восторг. И как-то само собой решилось, что один из спектаклей будет про девушку с великолепными золотыми волосами, а уже к этой идее примерялись остальные элементы сказки: почему случилось чудо, и у восточного царя родилась дочь — Златовласка? Не иначе, как вмешались добрые волшебницы или феи! А если есть силы добра, то нужны и силы зла – так появляется образ колдуньи, которую берется сыграть Алла. Неожиданно в моем окружении появляется танцующий мужчина, который готов участвовать в спектакле – вот вам и любовная линия!

Но иногда сюжет дается тяжело, мы находимся в бесконечном процессе целенаправленного «думания», под  постоянным, неотступным давлением мысли:  что, что?.. Почти «ни сна, ни отдыха измученной душе». И прежде, чем найдешь то самое, бывает, приходится написать 2-3 проходных варианта сценария, каждый из которых в чем-то хорош, но не дает полного удовлетворения. И тогда просто берешь из каждого самое лучшее, соединяешь в одно целое и – ура! – теперь все выстроилось! Самое сложное в написании сценария – это соединить сюжетную линию с необходимостью определенного чередования танцев для переодевания костюмов».

 

— А как рождалась танцевальная драматургия вашего последнего спектакля «Источник жизни»? – задаю я вопрос, на который отвечает Алла:

 

— Обычно все сценарии пишет Елена, а я ей только помогаю идеями и конструктивной критикой. Но в этот раз у Елены по семейным обстоятельством вообще не было времени заняться созданием сказки, она даже подумывала отказаться в этом творческом сезоне от спектакля. Но наши девочки (да и я сама) не могли уже себе представить жизнь без спектакля, поэтому пришлось все брать в свои руки.

 

Сначала я, по привычке, только предлагала Елене разные идеи сюжетов. Но она мне отвечала, что просто идей недостаточно, нужно детально продумать, как эти идеи последовательно связать с танцами, прописать все связки и переходы, представить, как будут решаться те или  иные технические моменты, но вот взяться за все это у нее как раз и нет возможности. И тогда я впервые написала сценарий сама!

 

Первоначально в сюжете фигурировала птица Феникс, затем она трансформировалась в Джинию воды. Чтобы написать сценарий, мне пришлось перелопатить кучу информации в интернете про джинов вообще и джинов воды в частности, про древние государства Магрибии, про становление монархии, изучить древние легенды о правительницах Востока, ознакомиться с генеалогическим древом монархов Марокко, заодно подтянуть свои познания в географии северной Африки, чтобы проложить путь наших героев к морю. Елена подключилась к сценарию в самом конце: кое-что подправила, кое-что поменяла местами, чтобы все девочки успевали переодеваться, продумала и прописала свет, технические моменты с передвижением реквизита.

 

Я видела Аллу  в двух спектаклях,  в которых она  танцевала роли, олицетворяющие зло. В «Источнике жизни» она танцевала  негативную роль Мастера магрибской магии, укравшего у людей воду. Мне вспомнился момент из жизни Н.Цискаридзе, который каждый раз перед исполнением роли Германа в балете «Пиковая дама» на музыку П.И.Чайковского ходил в храм просить у Господа прощения. 

— Это ваше амплуа? – спросила я Аллу.

— Нет,  мы станцевали уже 8 спектаклей, в них у меня совершенно разные роли. И в храм замаливать грехи за мои отрицательные сценические образы я не ходила, поскольку не считаю, что исполнением этих ролей я перед кем-то каким-то образом согрешила.

 

Проблема борьбы добра и зла – вечная спутница, с большим или меньшим накалом присутствующая в жизни каждого человека. Не будь зла, мы бы не имели представления о добре. И жизнь лишилась бы многих, очень многих красок! А может быть и смысла! О двуединстве добра и зла просто и понятно читаем у Гете: «Я той части часть, что без конца творит добро, всему желая зла. Я части часть, которая была когда-то всем и свет произвела».    Развивает тему Елена:

 

— Во всех наших спектаклях присутствует добро и зло. Как, собственно, и в каждом человеке! Я тоже не считаю исполнение отрицательных ролей грехом. Наоборот, я считаю исполнение негативной роли полезным для личности человека: на сцене в рамках сценария он может и должен дать волю всем своим негативным эмоциям и мыслям, освободив тем самым себя и своих близких от таких проявлений в жизни.

 

— В спектакле «Источник жизни» вы танцевали свою роль Джинии воды, — обращаюсь я к Анне, — на высоком и достаточно узком постаменте. Вы такая миниатюрная и хрупкая, как статуэтка, Вам не было страшно?

 

— Было! Я вообще очень боюсь высоты. Но, наверное, такая уж у меня судьба – все время оказываться в наших спектаклях то на постаменте, то на плечах высоких партнеров, то в клетке, которая не просто высокая, но еще и едет на колесах. Приходится преодолевать свой страх. Причем от спектакля к спектаклю забираюсь все выше и выше. Конечно, меня никто не заставляет, но отказаться от эффектных сцен было бы очень обидно, вот и борюсь со своими страхами. В «Источнике жизни» вообще была задумка, чтобы Джиния воды каким-то образом поднялась вверх, но это оказалось технически невозможно на этой сцене. Но я была даже на это готова!

 

Ради искусства эти три талантливые и фанатично увлеченные танцами молодые женщины готовы на все. Это — зов творчества, который будоражит их мысли и души, превращая в язык тела, материализующийся в танцах. Энергетический обмен душ и мощная мотивация творческого поиска свежих драматургических идей, проникновение в природу каждого танцевального ПА троих человек, работающих в одном направлении, единодушно высоко оценивающих магическое влияние мгновений жизни своих танцовщиц, и своих, в том числе, проведенных на  с ц е н е !

 

Их разнообразные способности: организаторские, хореографические, режиссерские, драматургические, музыкальные, художественные — дают возможность  творить богатую сценографию.

 

Соединение интересного сюжета, красоты танца (пластики человеческого тела), музыки, которая царит на сцене и в зале на протяжении всего спектакля, в одно органическое целое  —  это квинтэссенция театра восточного танца «Аль-Джана».  Это сердце, это суть,  это дыхание театра!  Творческое манипулирование данной триадой рождает искусство высокой пробы. Творческому потенциалу «триумвирата» театра «Аль-Джана» подвластна работа с триадой. О чем и свидетельствуют представленные на суд зрителей 8 спектаклей, являющиеся, действительно, искусством высокой пробы!

 

— Довольны ли вы тем, чего достигли сегодня?

— Трудно сказать однозначно, — отвечает Елена. – С одной стороны, конечно довольны, нам есть, чем гордиться, уровень постановок растет год от года однозначно, становится все более профессиональным. Но чем выше уровень – тем выше требования, которые вправе предъявить нам зритель, и которые мы предъявляем сами себе в первую очередь. Мы часто недовольны собой – все трое, каждая по-своему. И, возможно, так и должно быть, потому что именно недовольство собой заставляет двигаться дальше. Мы все находимся в постоянном творческом поиске, стараемся быть в курсе всех современных тенденций восточной хореографии и восточных костюмов, музыки, стилей танца. Мы все время учимся сами – и по видео, и посещаем мастер-классы тех, кто нас вдохновляет: Дарины Константиновой, Дарьи Мицкевич, Саиды (Аргентина), Татьяны Федяевой (Египет). 

 

Мы постоянно думаем, чем бы еще подпитать, обогатить, «насытить» наши представления, какие идеи можно взять для костюмов, декораций и сценографии. Спектакль требует неимоверного физического и психического напряжения. За красотой и легкостью наших сказок стоит поистине титанический труд!   Если на создание простого концерта уходит 2 недели кропотливой организационной работы (не считая постановки танцев), то на создание сказки – не меньше полугода! Столько всего нужно продумать, столько нюансов учесть, столько танцев поставить и отрепетировать, столько костюмов сшить! Когда я пишу сценарий – я сразу как бы вижу, как это все происходит на сцене, кто откуда выходит, какой должен быть свет, как появляется в тех или иных сценах определенный реквизит. В конце каждого спектакля – сначала овации, восторг, слезы счастья! А чуть позже — полное опустошение, энергетический минус.  Но проходит время, силы возвращаются, и голова уже думает над созданием нового.

 

— А приходилось ли вам кривить душой ради достижения чего-то  большего, значимого?

— Честно – приходилось. Но давно, еще в годы учебы в университете (до сих пор помню один очень неприятный момент из своей жизни). Но со временем я определила для себя некую систему ценностей, которой свято следую. Я чувствую себя капитаном большого корабля, который уверенным курсом идет к намеченной цели. Я счастлива, потому что каждый мой день до краев наполнен творчеством. Хотя бывает очень трудно, не скрою.

 

— А враги, завистники, недоброжелатели были на пути вашего творческого становления?

— Врагов, слава Богу, нет и не было. А завистники и недоброжелатели наверняка были и есть. Но я их особо не замечаю. Это как подводные рифы, которые несут в себе некую опасность. Что называется, поцарапаешься об них, но не разобьешься. Над ними так много чистой воды, которая помогает плыть дальше! Я счастлива еще и потому, что вокруг меня очень много хороших, позитивных людей.

 

Завистничества, недоброжелательства, врагов (хотя моим интервьюируемым творцам  слово это не нравится),  в жизни каждого человека достаточно. Чем ярче, талантливее,  успешнее,  авторитетнее, значимее человек, тем больше вокруг него негативного «человеческого фактора». Это одна из психологических закономерностей   человеческих взаимоотношений.  Индивид, мало что из себя представляющий,  мало кому интересен.

 

Роскошный Театр восточного танца «Аль-Джана», созданный волею и талантом трех ярких представительниц  «слабого» пола в стадиях  юной зрелости, зрелой юности и розовой поры, состоит из детских и взрослых групп, каждая из которых имеет еще и свое собственное восточное название. Ежегодно в сентябре набирается новая группа, остальные продолжают занятия столь долго, сколько есть желание и возможность (в коллективе есть женщины, которые занимаются со дня его основания). У новичков особый, осознанный интерес к танцам возникает после выступления на сцене, когда каждая участница коллектива может творчески реализовать себя (в концертах и спектаклях бывает задействовано до 60 танцовщиц от 9 до 75 лет). Для многих сцена становится магнитом,  притяжение которого преодолеть невозможно!

 

В репертуаре театра – более 100 разных по стилю танцев. Постановка группового танца требует около 2-х месяцев. Когда танцовщицы готовят танцы к спектаклям, их интерес и ответственность возрастают в разы.  В течение творческого года театр танца «Аль-Джана» помимо танцевального спектакля проводит 3-4 собственных концерта,  а также принимает участие в сборных концертах и спектаклях творческих коллективов «Меридиана», в городских фестивалях и конкурсах.

 

Древо восточной культуры в виде восточного танца, высаженное  Еленой Саковец  13 лет тому назад  на московской почве в ЦКиИ «Меридиан», превратилось  сегодня в прекрасный музыкально-танцевальный театр «Аль-Джана».

Пожелаем же его руководителям Елене Вадимовне Саковец, Алле Александровне Максимовой, Анне Владимировне Ечкиной  неиссякаемости их творческого потенциала!

 

 

                               Беседовала Демина И.В.,
                               кандидат педагогических наук,
                               член Союза писателей России.                                       

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.